«Жестокое обращение с детьми и защита их прав»

«Жестокое обращение с детьми и защита их прав»

Жестокое обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, законными представителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

shumichi.admin-smolensk.ru
16.02.2018

Жестокое обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, законными представителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью,  быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.

Формы жестокого обращения с детьми.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

1.Физическое насилие.

Это –  преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

- внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);

-повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяет распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:

- боязнь физического контакта со взрослыми;

- стремление скрыть причину травм;

- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей:

-агрессивность, жестокое обращение с животными;

-суицидальные поступки.

2.Сексуальнеое насилие (или развращение).

Это – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и поведения ребенка:

- ночные кошмары, страхи;

-несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

-стремление полностью закрыть свое тело;

- депрессия, низкая самооценка.

3.Психическое (эмоциональное) насилие.

Это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

-ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Как правило у детей, подвергшихся психическому насилию, наблюдается задержка физического и умственного развития. Они имеют постоянно печальный вид, страдают энурезом, нервным тиком, подверждены различным соматическим заболеваниям.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:

-беспокойство, тревожность, нарушение сна;

-длительно сохраняющееся подавленное состояние;

- агрессивность;

- склонность к уединению, неумение  общаться;

-плохая  успеваемость.

4.Пренебрежение нуждами ребенка.

Это –  отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:

-отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или  их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

-утомленный, сонный вид;

-санитарно – гигиеническая запущенность;

-отставание в физическом развитии;

-частая вялотекущая заболеваемость;

-задержка речевого и моторного развития.

Заброшенность ребенка можно заподозрить при следующем состоянии и поведении ребенка:

- постоянный голод, кража пищи;

-требование ласки и внимания;

-низкая самооценка. Низкая успеваемость;

-агрессивность и импульсивность;

-антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:

-неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

-наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

-безработица, постоянные финансовые трудности;

- постоянные супружеские конфликты;

-низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.

Факторами риска могут также послужить и следующие обстоятельства:

-нежеланный ребенок;

-умственные или физические недостатки ребенка;

-«трудный» ребенок.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.

«Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» - из статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка.

Как защитить ребенка?

Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка:

ст.34 предусматривает защиту ребенка от сексуального совращения;

ст.37предусматривает защиту ребенка от других форм жестокого обращения;

ст.39 определяет меры помощи ребенку, являющемуся жертвой жестокого обращения.

Уголовный кодекс РФ:

ст.106 – 136 предусматривает ответственность за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;

ст.150 – 157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.

Закон РФ «Об образовании»:

ст.5 утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого  достоинства»;

ст.56 предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психологическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника.

Семейный кодекс РФ утверждает:

ст.54 – право ребенка на уважение его  человеческого достоинства;

ст.56 – право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;

ст.69 –«лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;

ст.77 – немедленное отобрание ребенка у семьи при непосредственной угрозе его жизни или здоровью

 

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

ezgif-7-342c61d995
 
400x240
pravila-dejstvij
elektro-bez
planovye-otkl
inf
helloaddblock-peredat-pokazaniya
helloaddblock-lichnyj-kabinet
helloaddblock-elektronnaya-kvita
cifraya-platforma-msp-rf
600x600
crtn0dspriy0
dostizheniya-oblozhka_102
© Муниципальное образование "Шумячский район" Смоленской области,
Яндекс.Метрика

(48133) 4-12-65 тел./факс: (48133) 4-12-65
Адрес электронной почты: shumichi@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216410, ул.Школьная, д.1,п.Шумячи, Смоленская область

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!