- Главная
- Федеральные и областные структуры
- Прокуратура
- Информация прокуратура
- Прокуратура информирует
Прокуратура информирует
Порядок обращения граждан в органы прокуратуры
В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Основной рекомендацией для граждан, в случае нарушения их прав, обратиться непосредственно в тот орган или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Данное право гражданина закреплено ст. 8 Федерального закона
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает единый порядок рассмотрения обращений для граждан, иностранцев и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом, а также гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением.
Под обращением понимается изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство.
Обращение может быть подано как самим гражданином, права которого нарушены, так и его представителем, а также по просьбе гражданина представителем общественной организации, трудового коллектива.
Это право осуществляется свободно и добровольно, не нарушая права и свободы других лиц.
Представителем гражданина (юридического лица, объединения) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации может быть дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия (доверенность) от заявителя.
Порядок оформления письменного обращения регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.
Письменное обращение гражданина, должностного и иного лица должно в обязательном порядке содержать:
- наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;
- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение;
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения;
- изложение существа вопроса;
- личную подпись указанного гражданина;
- дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин вправе приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, направляемое гражданином в форме электронного документа, обязательно должно содержать:
- наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность;
- фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) гражданина, направившего обращение;
- адрес электронной почты, если ответ (уведомление) должен быть направлен в форме электронного документа или почтовый адрес, если ответ (уведомление) должен быть направлен в письменной форме;
- изложение существа вопроса.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Обращения, содержащие аудиозаписи и (или) видеозаписи, ссылку (гиперссылку) на контент Интернет-сайтов, являющихся хранилищем файлов аудиозаписей и видеозаписей, иных информационных файлов, рассматриваются при наличии изложения сути заявления, жалобы в письменном виде или в форме электронного документа.
Ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности
Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности или отношения к религии относится к экстремистской деятельности.
Статьей 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершённые публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года. Уголовная ответственность за указанные действия возникает у человека, достигшего 16 лет.
Предусмотрена уголовная ответственность по статьям 280 и 280.1 УК РФ и за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.
К преступлениям экстремистской направленности относится достаточно большое количество преступных деяний. Если преступление совершено по мотивам политической, идеологической, национальной, религиозной ненависти или вражды, то данное обстоятельство является отягчающим и влечёт за собой усиление уголовной ответственности, а вышеуказанные мотивы в ряде статей УК РФ являются квалифицирующими признаками и также отягчают ответственность. Таковыми могут быть деяния, предусмотренные статьями 148, 149, 205-214, 275-282.4, 357, 360 УК РФ.
Деятельность, связанная с массовым распространением экстремистских материалов, особенно в сети «Интернет», встречается наиболее часто.
Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Такие материалы признаются судом экстремистскими по месту их обнаружения и вносятся в федеральный список экстремистских материалов, который размещается на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. За их производство и распространение предусмотрена административная ответственность по статье 20.29 КоАП РФ.
Помимо этого, КоАП РФ предусматривает ответственность за противоправные действия, которые могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений, такие как нарушение законодательства о свободе совести, свободе и о религиозных объединениях (статья 5.26); за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской, экстремистской атрибутики или символики (статья 20.3). Использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в годы Великой Отечественной войны жертвах в Российской Федерации запрещено.
Основание для перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2024 № 460 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, согласно которым отсутствие постоянно или временно проживающего в жилом помещении потребителя в связи с его призывом на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ будет являться основанием для перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за указанный период.
В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия, к заявлению о перерасчете могут прилагаться в том числе документы, подтверждающие период прохождения военной службы по мобилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлена административная ответственность за спам-звонки и недобросовестную рекламу микрофинансовых организаций
Федеральным законом от 06.04.2024 № 78-ФЗ внесены изменения в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тысяч рублей, на должностных лиц - от 20 до 100 тысяч рублей, на юридических лиц - от 300 тысяч до 1 млн рублей.
Кроме этого, законом ответственность за недобросовестную рекламу услуг по предоставлению кредитов и займов распространена на микрофинансовые организации, и увеличены размеры штрафов за указанное правонарушение. Теперь размер штрафа составляет: для должностных лиц - от 40 до 100 тысяч рублей; для юридических лиц - от 600 тысяч до 1,6 млн рублей.
Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию и постановку на учет иностранных граждан
В соответствии с действующим законодательством иностранный гражданин по прибытию на территорию Российской Федерации должен встать на миграционный учет и сообщить о своем месте пребывания. Данная норма позволяет контролировать перемещение иностранных граждан по территории Российской Федерации. Сотрудники полиции (участковые уполномоченные) периодически должны проверять иностранных граждан в целях предупреждения совершения ими противоправных деяний, а также в отношении них.
Уголовная ответственность за такие незаконные действия предусмотрена ст. ст. 322.2, 322.3 УК РФ и влечет наказание в виде штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет. Кроме того, суд может лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Если лицо активно способствовало раскрытию указанных преступлений, то орган предварительного расследования или суд могут освободить его от уголовной ответственности, как указано в примечаниях к ст. ст. 322.2, 322.3 УК РФ.
Уточнен порядок конфискации денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования в том числе деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации
Федеральным законом от 14.02.2024 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» уточнен порядок конфискации денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования в том числе деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.
Установлено, что под деятельностью, направленной против безопасности Российской Федерации, понимается совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных в том числе статьями УК РФ о диверсии, разглашении государственной тайны, оказании содействия в исполнении решений международных организаций, в которых Российская Федерация не участвует, или иностранных государственных органов, получении и даче взятки, незаконном пересечении Государственной границы РФ, неисполнении приказа, дезертирстве, и прочее.
Также в перечень преступлений, за совершение которых допускается конфискация имущества, включены преступления, предусмотренные статьей 207.3 УК РФ (публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий, оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации) и 280.4 УК РФ (публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства), если они совершены из корыстных побуждений.
Одновременно часть вторая статьи 280.4 УК РФ дополнена квалифицирующими признаками, предусматривающими повышенные меры ответственности за публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации, совершенные из корыстных побуждений или по найму, по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной деятельности или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Кроме того, статья 48 УК РФ дополнена рядом преступлений, при осуждении за совершение которых суд может лишить виновного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова