сплошное федеральное статистическое наблюдение

Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства

в вопросах и ответах

1. Что такое Сплошное федеральное статистическое наблюдение и зачем оно проводится?

Сплошное федеральное статистическое наблюдение представляет собой полномасштабное исследование уровня развития сектора малого и среднего предпринимательства в России. Руководителям предприятий и индивидуальным предпринимателям понадобится заполнить форму наблюдения с вопросами, касающимися хозяйственной деятельности, на условиях полной конфиденциальности и гарантий защиты информации.

Результаты Сплошного наблюдения станут важной отправной точкой для реализации системных мер по развитию малого и среднего бизнеса (МСБ), эффективность которых будет опираться на проведенный анализ ситуации.

Поддержка и развитие предпринимательства является одним из ключевых направлений государственной экономической политики в России. Таким образом, решение о проведении Сплошного наблюдения является закономерным и необходимым этаном в формировании государственной стратегии развития МСБ и одновременно показателем основательности и серьезности взятого курса на развитие предпринимательства в стране.

2. В чем состоит основная цель Сплошного наблюдения?

Основная цель - получить полную и максимально достоверную картину положения МСБ в России для определения дальнейших возможностей его развития в качестве приоритетного сектора экономики.

Президентом Российской Федерации Д.Л. Медведевым поставлена задача повысить уровень занятости россиян в предпринимательском секторе до 60-70% от количества трудоспособного населения к 2020 году. Учитывая несформированность в настоящее время культуры собственного дела и необходимой инфраструктуры развития МСБ, очевидно, что эта амбициозная задача потребует реализации целого комплекса мероприятий в различных областях: законодательной, финансовой, идеологической и т.д. Проведение этой работы подразумевает колоссальные затраты бюджетных средств и иных ресурсов, что вызывает необходимость их разумного распределения и рационального использования.

Согласитесь, что без точных статистических данных, без объективной оценки существующего состояния отечественного малого и среднего бизнеса трудно принимать правильные решения но его поддержке и развитию. Если Вы являетесь предпринимателем, то Вы знаете, какую роль играет при принятии стратегических решений возможность видеть полную и достоверную картину.

Только на основании результатов Сплошного наблюдения может быть осуществлено эффективное планирование и реализация программ поддержки российского малого и среднего бизнеса, приняты экономически обоснованные, правильные решения в этой сфере.

3. Зачем проводится Сплошное наблюдение данного сегмента бизнеса?

Сплошное обследование субъектов малого бизнеса - это статистическая процедура, которая поможет, как органам власти, так и самому малому бизнесу получить необходимую информацию для оценки, прогнозирования и принятия решений в области экономической политики (респонденты должны понимать, что им также выгодно проведение и получение результатов Сплошного наблюдения, т.е. они будут выступать конечными пользователями и в итоге выиграют в случае участия в опросе).

Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Бизнес заинтересован в благоприятных условиях для своего развития, которые во многом зависят от государственной политики. Участие в Сплошном наблюдении - это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства.

4. Малый бизнес сейчас отчитывается в ФНС и в Росстат. Зачем вводить дополнительные отчеты, неужели недостаточно этих данных?

Да, действительно, данные есть в различных административных источниках но они не охватывают всего спектра сведений о деятельности индивидуального предпринимателя.

На сегодняшний день данные статистики дают лишь выборочную картину - 20% по малым предприятиям, а 10% по индивидуальным предпринимателям. Вследствие этого данные по сектору малого и среднего бизнеса сегодня плохо учитываются при расчете ВВП, ограничивается точность прогнозирования и принятия решений в экономической сфере.

Практическая ценность Сплошного наблюдения заключается в том, что по его результатам будут сформированы базовые таблицы «Затраты-Выпуск» - важнейший аналитический инструмент для управления макроэкономическими процессами. Стоит упомянуть, что разработчиком этого метода является всемирно известный экономист, лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев.

Данные базовые таблицы будут содержать подробные характеристики производства и использования товаров и услуг, а также образования и использования доходов, формирующихся в процессе производства. Только таблицы «Затраты-Выпуск» могут обеспечить органы власти и научно-исследовательские организации детализированной информацией о структурных пропорциях и межотраслевых связях в экономике страны, необходимой проведения эффективной экономической политики.

Создание базовых таблиц «Затраты-Выпуск» по сектору малого и среднего предпринимательства является одной из ключевых задач Сплошного наблюдения. Это позволит оценить роль и перспективы развития МСБ, его вклад в ВВП, а также сформировать рекомендации по мерам государственной поддержки предпринимательства в России.

5. Результаты Сплошного наблюдения могут повлиять на принятие государственных решений в сфере МСБ?

Результаты Сплошного наблюдения будут оказывать влияние на политику в сфере поддержки и развития предпринимательства. Именно с целью совершенствования государственной политики развития МСБ и экономики в целом было принято решение о проведении Сплошного наблюдения.

После системного анализа результаты наблюдения могут быть успешно применены в таких областях, как оптимизация государственных инвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктурные проекты, создание технопарков, особых экономических зон, промышленных кластеров, территориальное планирование, размещение производственных и генерирующих мощностей, подготовка кадров и т.д.

Поскольку развитие МСБ признано крупным стратегическим направлением на государственном уровне, то и подход к решению данных задач должен быть стратегическим, основанным на большом массиве достоверной информации и точных расчетах. Данные Сплошного наблюдения дадут возможность сделать необходимые расчеты и принять государственные решения, которые обеспечат ускоренное развитие малого и среднего бизнеса во всех регионах страны.

6. На основании какого закона или нормативно-правового акта проводится Сплошное наблюдение?

Сплошное наблюдение проводится в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 201-р.

7. Зачем отвечать на вопросы, если к лучшему ничего не меняется?

Если вам плохо или Вы хотите получить какую-либо помощь или поддержку, то нужно сделать так, чтобы государство это знало и располагало такими сведениями. А без Вашей помощи и точной информации это не получится. Поэтому надо ответить на все вопросы, дать достоверную информацию, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.

В результате Сплошного наблюдения будет получена информация, которая может помочь Вам в развитии бизнеса, определить направление для дальнейшего движения.

8. Какая мне польза от участия в Сплошном наблюдении?

Сплошное наблюдение проводится в интересах бизнеса, государства и всего российского общества. Бизнес заинтересован в благоприятных условиях для своего развития, которые во многом зависят от государственной политики. Государству нужен крепкий средний класс собственников, большой и стабильный предпринимательский сектор, который показал высокую устойчивость в кризисный период и смягчил его последствия для экономики.

Последние инициативы руководства России ясно показывают, что государство не хочет «бороться» с бизнесом. МСБ рассматривается как партнер в решении задач повышения конкурентоспособности страны, ее модернизации и технологического развития.

Участие в Сплошном наблюдении - это возможность внести свой вклад в формирование государственной политики по поддержке предпринимательства. Насколько эффективной будет эта политика, будет зависеть и от полученных данных Сплошного наблюдения, их объема, достоверности, а, значит, от активной позиции участников обследования, предпринимателей. Пользу от таких стратегических шагов, как Сплошное наблюдение, несомненно, ощутит спустя время малый и средний бизнес, экономика и все российское общество.

9. Не является ли Сплошное наблюдение вмешательством в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса?

Сплошное наблюдение не является вмешательством в деятельность предприятий малого и среднего бизнеса. При обработке данные обезличиваются.

В случае если должностные лица, а также лица, которые в силу своего служебного положения или рода осуществляемой деятельности имели доступ к содержащимся в формах федерального статистического наблюдения первичным статистическим данным, допустили их утрату, незаконное разглашение или распространение, либо фальсифицировали эти данные или содействовали их фальсификации, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1. Кто будет принимать участие в Сплошном наблюдении?

Сплошному наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат следующие категории хозяйствующих субъектов:

а) Коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в единый государственный реестр юридических лиц.

В категорию коммерческие организации входят хозяйственные товарищества и общества (полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество). Исключением являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые по структуре уставного капитала по законодательству не могут быть субъектами малого и среднего предпринимательства.

В категорию потребительские кооперативы входят добровольные объединения граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

б) Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей (статья 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

в) Крестьянские (фермерские) хозяйства.

К категории крестьянских (фермерских) хозяйств относятся:

• крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года№ 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»;

• главы крестьянских (фермерских) хозяйств, прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей.

Крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Параметры деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства должны соответствовать установленным российским законодательством условиям по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, средней численности работников, структуре уставного капитала.

а) Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»:

• средние предприятия -1000 млн. рублей

• малые предприятия (без микропредприятий) - 400 млн. рублей

• микропредприятия - 60 млн. рублей.

б) Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

• средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно

• малые предприятия (без микропредприятий) - до 100 человек включительно

• микропредприятия - до 15 человек.

в) Структура уставного капитала для юридических лиц:

• суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов),

• доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.

2. Как будут формироваться списки хозяйствующих субъектов, подлежащих Сплошному наблюдению?

Списки респондентов будут сформированы на основе Статистического регистра хозяйствующих субъектов Федеральной службы государственной статистики (Статрегистра Росстата).

Для участия в Сплошном наблюдении из Статрегистра Росстата отбираются следующие хозяйствующие субъекты:

• юридические лица, которым на основании информации, содержащейся в статистическом регистре, присвоен статус «среднего», «малого» и «микропредприятия»,

• физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, включенные в блок «Индивидуальные предприниматели» регистра,

• хозяйствующие субъекты, статус которых не определен.

В соответствии с Порядком взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики по предоставлению перечней налогоплательщиков в субъектах Российской Федерации (Приказ № 213/ММВ-7-1/270@ от 08.06.2010г.) до 1 сентября 2010 года ФПС России обеспечивает передачу в Росстат перечня сдающих налоговую отчетность налогоплательщиков (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Эта информация является основой для уточнения круга экономически активных хозяйствующих субъектов.

В качестве альтернативных источников для актуализации совокупности хозяйствующих субъектов, подлежащих Сплошному наблюдению, рассматривается возможность взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующих сферах экономики и лицензирование отдельных видов экономической деятельности, государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Как выглядит форма наблюдения (бланк статистического обследования)?

Бланк статистического обследования содержит перечень вопросов (показателей), дифференцированных по категориям хозяйствующих субъектов и соответствующих правилам первичного и бухгалтерского учета на Вашем предприятии, что позволит получить более достоверную и качественную информацию.

Система показателей будет размещаться на следующих формах Сплошного наблюдения:

1) Форма № МП-СП «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2010 год»,

2) Форма № 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя за 2010 год»,

3) Совокупность форм федерального статистического наблюдения, действующих в настоящее время для обследования средних предприятий.

Бланки форм являются двусторонними машиночитаемыми документами формата А4, за исключением персонализированной и адресной части формы индивидуального предпринимателя, которая изготавливается на одностороннем бланке, не подлежащем автоматизированной обработке. На бланках проставляется автоматизированный номер обработки, необходимый для обеспечения единства документа при ручной и автоматизированной обработке.

4. Формы для всех одинаковые или разработаны для каждого направления бизнеса отдельно?

Формы разработаны отдельно для малых предпринимателей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Средние предприятия отчитываются в тех же формах, которые они представляли ранее. При этом формы унифицированы и действуют независимо от того, в какой сфере и каком регионе предприниматель осуществляет свою деятельность.

5. Как будет происходить обработка данных?

Перед этапом автоматизированной обработки данных Сплошного наблюдения формы наблюдения, поступившие от респондентов по почте или предоставленные иным способом, будут приняты на районном уровне. По мере поступления форм наблюдения будет осуществляться их регистрация в программном комплексе, вестись мониторинг сбора отчетов на определенную дату.

Сведения мониторинга будут передаваться с районного на региональный и далее на федеральный уровень для проведения сканирования форм наблюдения.

В процессе сканирования будет создана база электронных образов (сканов) форм наблюдения. По завершении сканирования будет осуществлена выгрузка массивов электронных образов на DVD-носителях по регионам.

Затем массивы электронных образов документов региона будут переданы на региональный уровень для проведения операторского ввода и кодирования первичных данных с использованием информационно-поисковой системы в соответствии с общероссийскими классификаторами ОКВЭД, ОКАТО, ОКТМО, СКПД, ОКЕИ. При вводе информации осуществляются все виды контроля: визуальный, формальный и логический, предупредительный, балансовый. Программные средства обеспечивают редактирование первичных данных Сплошного наблюдения в соответствии с заданными условиями (на основе логических взаимосвязей).

Таким образом, на региональном уровне будут созданы базы первичных данных и базы первичных данных после осуществления процедур редактирования. Региональные базы на DVD-носителях будут переданы на федеральный уровень для формирования сводных итогов Сплошного наблюдения.

6. Когда и где будут опубликованы окончательные результаты Сплошного наблюдения? Будут ли это общие результаты по стране или с разбивкой по субъектам РФ?

Итоги Сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства являются доступными и подлежат официальному опубликованию. Подведение и публикация итогов будет осуществляться в два этапа:

- предварительные итоги (по краткой программе) – срок IV квартал 2011 года;

- окончательные итоги (по полной программе) – срок до 1 июля 2012 года.

Предварительные итоги по основным экономическим показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства будут опубликованы как по России, так и по субъектам РФ в группировке по видам экономической деятельности, формам собственности и организационно-правовым формам.

Окончательные итоги будут опубликованы по всем показателям деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, информация по которым получена в рамках проведения Сплошного наблюдения. Окончательные итоги будут приведены по России, субъектам РФ, по видам экономической деятельности, а также в территориальном распределении (муниципальным районам и городам).

7. Как часто будет проводиться Сплошное наблюдение?

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства будут проводиться с периодичностью один раз в пять лет с целью своевременной корректировки и повышения эффективности государственной политики по развитию МСБ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Есть ли точная дата проведения Сплошного наблюдения?

Срок представления сведений субъектами малого и среднего предпринимательства - до 1 апреля 2011 года. Ответы можно предоставлять, например, при сдаче в органы федеральной службы государственной статистики годового бухгалтерского отчета.

2. Каким образом я буду уведомлен об участии в Сплошном исследовании?

Все хозяйствующие субъекты, участвующие в Сплошном наблюдении, получат соответствующие формы и инструкции по их заполнению по почте по адресам их регистрации (фактического местонахождения).

Мы понимаем, что участник обследования может по независящим от него причинам не получить письмо по почте, отложить или забыть заполнить форму наблюдения в отведенные сроки.

В случае, если предприятием или индивидуальным предпринимателем не будет предоставлен отчет в период сбора данных, они будут уведомлены дополнительно посредством визита работника территориального органа государственной статистики, действующего в рамках временного договора по проведению Сплошного наблюдения.

3. Можно ли принять участие в Сплошном наблюдении через Интернет?

Да. В соответствии с законодательством Российской Федерации представление заполненных отчетов хозяйствующими субъектами может производиться как на бумажном носителе почтовым методом или курьером, так и путем заполнения электронных версий отчетов на сайтах территориальных органов Росстата.

4. Обязан ли предприниматель или представители организации пускать к себе интервьюера?

Нет, не обязаны. Вы можете выбрать более предпочтительный для Вас способ интервью, например, по телефону.

5. Нужно ли представлять документы, подтверждающие предоставляемые сведения?

Ответы на вопросы будут фиксироваться только со слов опрашиваемого, никаких документов, подтверждающих сообщенную Вами информацию, предъявлять не нужно.

6. Можно ли не отвечать на какие-либо вопросы?

Программа Сплошного наблюдения предполагает получение итогов по всем вопросам форм статистического наблюдения. Только таким образом можно получить достоверную картину о положении МСБ в России и на основании этих данных принимать эффективные государственные решения в сфере поддержки и развития предпринимательства. Не ответив на часть вопросов, Вы тем самым будете способствовать возникновению неполной, неточной информации, что впоследствии косвенно отразиться и на развитии Вашего бизнеса.

Тем не менее, в случае, если Вы не ответите на какой-то вопрос, никакие санкции к Вам применяться не будут.

7. Будут ли участники обследования нести ответственность за предоставление ложных данных? Как узнать, правдиво ли ответил опрошенный на вопросы?

Обязанность предоставлять данные органам федеральной службы государственной статистики предусмотрена Федеральным законом от 29.11.2007 №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

В статье 8 закона о предоставлении первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета говорится, что респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. Респонденты - граждане Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, предоставляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, безвозмездно и на добровольной основе. Это касается и респондентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Ответственность за непредставление данных предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ в статье 13.19 «Нарушение порядка представления статистической информации». Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.

Стоит еще раз отметить, что Сплошное наблюдение не имеет фискальных, разведывательных и любых других целей кроме составления обобщенной и максимально отражающей реальность отчетности о состоянии российского сектора малого и среднего бизнеса. В конечном итоге, данное обследование направлено на подготовку и реализацию наиболее эффективных мер поддержки отечественного предпринимательства, а, значит, проводится в интересах самих хозяйствующих субъектов.

Конечно, нельзя исключать того, что в материалы Сплошного наблюдения не попадет определенный процент неточной и попросту ложной информации. Но тот, кто предоставляет ложные данные, в итоге обманывает самого себя. Сплошное наблюдение - это общенациональная акция с вектором на развитие и укрепление страны. В этом заинтересованы все мы, а, значит, осознание гражданской ответственности должно присутствовать в каждом нашем поступке, который затрагивает вопросы будущего России.

8. Можно ли отказаться предоставлять информацию о предпринимательской деятельности?

Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - влечет наложение административного штрафа.

Основные разделы

Услуги и сервисы

ezgif-7-342c61d995
 
400x240
pravila-dejstvij
elektro-bez
planovye-otkl
inf
helloaddblock-peredat-pokazaniya
helloaddblock-lichnyj-kabinet
helloaddblock-elektronnaya-kvita
cifraya-platforma-msp-rf
600x600
crtn0dspriy0
dostizheniya-oblozhka_102
© Муниципальное образование "Шумячский район" Смоленской области,
Яндекс.Метрика

(48133) 4-12-65 тел./факс: (48133) 4-12-65
Адрес электронной почты: shumichi@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216410, ул.Школьная, д.1,п.Шумячи, Смоленская область

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!