- Главная
- Все новости
- «Жестокое обращение с детьми и защита их прав»
«Жестокое обращение с детьми и защита их прав»
Жестокое обращение с детьми (а это несовершеннолетние граждане от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемое родителями, законными представителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.
Формы жестокого обращения с детьми.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1.Физическое насилие.
Это – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
- внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
-повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.
Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:
Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяет распознать особенности психического состояния и поведения ребенка:
- боязнь физического контакта со взрослыми;
- стремление скрыть причину травм;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей:
-агрессивность, жестокое обращение с животными;
-суицидальные поступки.
2.Сексуальнеое насилие (или развращение).
Это – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и поведения ребенка:
- ночные кошмары, страхи;
-несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
-стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка.
3.Психическое (эмоциональное) насилие.
Это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
-угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
-замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
-ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
-однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Как правило у детей, подвергшихся психическому насилию, наблюдается задержка физического и умственного развития. Они имеют постоянно печальный вид, страдают энурезом, нервным тиком, подверждены различным соматическим заболеваниям.
Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:
-беспокойство, тревожность, нарушение сна;
-длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
-плохая успеваемость.
4.Пренебрежение нуждами ребенка.
Это – отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
-отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
-отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным. Он может быть следствием болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей или их невежества, следствием стихийных бедствий или социальных потрясений.
Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:
-утомленный, сонный вид;
-санитарно – гигиеническая запущенность;
-отставание в физическом развитии;
-частая вялотекущая заболеваемость;
-задержка речевого и моторного развития.
Заброшенность ребенка можно заподозрить при следующем состоянии и поведении ребенка:
- постоянный голод, кража пищи;
-требование ласки и внимания;
-низкая самооценка. Низкая успеваемость;
-агрессивность и импульсивность;
-антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.
Факторы риска, способствующие жестокому обращению с детьми:
-неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
-наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
-безработица, постоянные финансовые трудности;
- постоянные супружеские конфликты;
-низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.
Факторами риска могут также послужить и следующие обстоятельства:
-нежеланный ребенок;
-умственные или физические недостатки ребенка;
-«трудный» ребенок.
Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, мешает его полноценному развитию.
«Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке» - из статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка.
Как защитить ребенка?
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка:
ст.34 предусматривает защиту ребенка от сексуального совращения;
ст.37предусматривает защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
ст.39 определяет меры помощи ребенку, являющемуся жертвой жестокого обращения.
Уголовный кодекс РФ:
ст.106 – 136 предусматривает ответственность за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;
ст.150 – 157 – за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:
ст.5 утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства»;
ст.56 предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психологическое насилие над личностью обучающегося или воспитанника.
Семейный кодекс РФ утверждает:
ст.54 – право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
ст.56 – право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
ст.69 –«лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
ст.77 – немедленное отобрание ребенка у семьи при непосредственной угрозе его жизни или здоровью