- Главная
- Федеральные и областные структуры
- Прокуратура
- Информация прокуратура
- Прокуратура Шумячского района информирует:
Прокуратура Шумячского района информирует:
Способы мошенничества с использованием технических средств
Фишинг - дословно можно перевести как «выуживание». Мошенники с помощью e-mail спама или рекламы на не безопасных Интернет-ресурсах заманивают жертву на Интернет-страницы, не отличимые по внешнему виду от оригинальных сайтов банков, Интернет-магазинов, платёжных систем, социальных сетей и других сервисов, требующих авторизации. Применяя различные психологические методы мотивации, злоумышленники подталкивают жертву самостоятельно ввести свои данные в формы поддельных сайтов.
Мобильные сервисы и SMS чаще всего используются для отправки сообщений с просьбой о переводе денег на счёт злоумышленника. SMS составляется в такой форме, чтобы на неё среагировало как можно больше потенциальных жертв. Например, «Мама, срочно положи 100 рублей на мой номер 8.......104, завтра верну!».
Часто злоумышленники представляются оператором связи и рассылают «запросы» с длинной USSD-командой, предназначенная для перевода денег на номер злоумышленника.
Еще один вариант - приходит SMS с обычного номера о зачислении на ваш счет средств, а после следует ещё одно сообщение с просьбой вернуть «зачисленные по ошибке» деньги на какой-либо номер.
Нередки случаи, когда мошенники рассылают сообщения о блокировке карты или снятии средств от имени банка. Помните, что настоящие SMS-подтверждения приходят с короткого сервисного номера оператора, но никак не с обычного «+7....».
Существует также весьма действенная мошенническая схема хищения денег с помощью SMS: сайты просят указать для доступа к тому или иному платному контенту ваш номер сотового телефона. После этого с вашего счета ежедневно списывается определённая сумма и происходит это почти легально - указав свой номер, вы автоматически «оформили» подписку на платный сервис.
Также нередко злоумышленники напрямую звонят жертве и под различными предлогами пытаются узнать данные, например, кредитной карты, или представляются родственниками, попавшими в беду, и просят денег.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Изменения законодательства в сфере обращения с отходами
Федеральным законом от 26.12.2024 № 497-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в части установления особенностей регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами на труднодоступных территориях.
В соответствии с внесенными изменениями, труднодоступная территория - территория, которая расположена в границах одного или нескольких муниципальных образований либо части муниципального образования и из которой в связи с географическими, природно-климатическими особенностями отсутствует возможность круглогодичного регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования твердых коммунальных отходов автомобильным транспортом за пределы такой территории.
Перечень таких труднодоступных территорий определяется субъектами Российской Федерации в составе территориальных схем обращения с отходами при условии, что указанный перечень согласован с российским экологическим оператором и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный экологический контроль (надзор).
Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2025.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
С 1 марта 2025 года вступили в силу изменения в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок
Федеральным законом от 28.12.2024 № 500-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Так, некоторые статьи КоАП РФ об административной ответственности в сфере госзакупок и гособоронзаказа (ст.ст. 7.29 - 7.30, 7.31 - 7.32.1, 7.32.3 - 7.32.5, 14.6.1, 14.49, 14.55 - 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.7.2-1 КоАП РФ) признаются утратившими силу.
С 1 марта 2025 года прекращаются находящиеся в производстве судов, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, предусмотренных утратившими силу статьями КоАП РФ и не являющихся административными правонарушениями в соответствии с новыми статьями.
С указанной даты не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о назначении административных наказаний за совершение таких правонарушений.
При этом КоАП ПФ дополнен новыми статьями, предусматривающими административную ответственность, в частности, за: нарушение порядка планирования закупок; нарушение порядка заключения, исполнения, изменения и расторжения контракта; нарушение порядка формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа; нарушение процедуры обязательных торгов, продажи государственного или муниципального имущества и пр.
Уточнены размеры ответственности должностных лиц. Установлены, в частности, административные штрафы:
- за неверный выбор способа закупки - от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
- за несоблюдение объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций - от 40 тыс. до 60 тыс. руб.;
- за нарушение срока заключения контракта - от 5 тыс. до 30 тыс. руб.
Закреплена возможность назначения административного наказания в виде предупреждения за отдельные правонарушения при выполнении государственного или оборонного заказа.
Например, предупреждение может быть назначено должностному лицу за нарушение порядка формирования, утверждения и изменения планов-графиков закупок, а также за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Ответственность при осуществлении майнинговой деятельности
Под «майнингом» понимается выпуск цифровой валюты, то есть действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации.
Цифровая валюта - это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа (не являющегося денежной единицей какого-либо государства и (или) международной денежной или расчетной единицей) и (или) в качестве инвестиций.
Административная ответственность предусмотрена ст. 7.19 КоАП РФ «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа», согласно которой самовольное подключение к электрическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование электрической энергии, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10,0 до 15,0 тыс. руб.; на должностных лиц - от 30,0 до 80,0 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - наложение штрафа от 100,0 до 200,0 тыс. руб.
Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан уже в размере от 15,0 до 30,0 тыс. руб.; на должностных лиц - от 80,0 до 200,0 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от двух лет до трех лет; на юридических лиц - от 200,0 до 300,0 тыс. руб.
Уголовная же ответственность за бездоговорное потребление электроэнергии может наступить по ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения».
За причинение ущерба от 250 тыс. руб., предусмотрено наказание в виде: штрафа в размере до 300 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 2 лет; принудительных работ на срок до 2 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового; лишения свободы на срок до 2 лет со штрафом в размере до 800 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 6 мес. или без такового и с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
За совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, а также при ущербе от 1 млн. руб. предусмотрено наказание в виде: принудительных работ на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового, лишения свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес. или без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет или без такового.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Изменения в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для федерального государственного контроля (надзора)
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 23 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в 2025 году ряд Перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований для федерального государственного контроля (надзора) дополнены новыми индикаторами риска.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. № 937 (далее - Перечень).
Приказом Минприроды России от 10.01.2025 № 1 внесены изменения в указанный Перечень.
В частности, теперь индикатором риска также является поступление в Росприроднадзор от юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым были переданы безвозмездно изъятые или конфискованные и обращенные в собственность государства дикие животные для содержания и (или) использования в природоохранных, научных и просветительских целях, информации о гибели трех и более диких животных с приложением ветеринарных заключений о причинах гибели диких животных, содержащих одинаковые причины их гибели, в течение трех календарных месяцев подряд со дня поступления информации о гибели одного или более диких животных.
Кроме того, Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору), утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.12.2021 №1044, дополнен двумя новыми пунктами в соответствии с приказом Минприроды России от 13.01.2025 № 20.
К новым индикаторам риска теперь отнесена поступившая в органы Росприроднадзора информации о возгорании или задымлении на объекте размещения отходов производства и потребления, а также об исчерпании вместимости объекта размещения отходов производства и потребления, установленной в проектной документации на строительство (реконструкцию) такого объекта, на 90 процентов и более при осуществлении деятельности по размещению отходов производства и потребления.
Наличие указанных параметров может свидетельствовать о высокой вероятности нарушения обязательных требований и являться основанием для принятия решения о проведении органом контроля внеплановой проверки или иных контрольно-надзорных мероприятий.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Изменен порядок проведения общих собраний собственников многоквартирных домов
В соответствии со ст. 44 Жилищного кодекса РФ для проведения с помощью информационных систем голосований при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов можно будет использовать только Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) или ее региональные аналоги.
Начиная с 1 марта 2025 года информация о проведении общих собраний собственников многоквартирных домов и принятых решениях, сформированная в ГИС ЖКХ, будет поступать автоматически собственникам многоквартирного дома в Госуслуги.
Информация считается полученной с момента входа в личный кабинет Госуслуг с использованием средств системы идентификации (ЕСИА).
Администратор общего собрания собственников многоквартирных домов будет вносить в систему сведения о каждом участнике голосования; о документах, подтверждающих право собственности; решения собственника по каждому пункту повестки дня; СНИЛС собственника помещения многоквартирного дома.
Инициировать собрание собственников имущества многоквартирного дома смогут обладатели не менее 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений многоквартирного дома. Такое обращение можно будет подать, например, в управляющую компанию, как в письменной форме, так и посредством ГИС ЖКХ или ее регионального аналога.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы
Невыплата заработной платы, а также пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности, является преступлением, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.145.1 УК РФ.
Согласно закону, к уголовной ответственности за это преступление может быть привлечен руководитель организации, работодатель - физическое лицо, руководитель филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.
К корыстной или иной личной заинтересованности могут относиться действия, направленные на увеличение прибыли предприятия, продолжение развития и функционирования организации, и, как следствие, личное обогащение работодателя, это могут быть и карьеристские побуждения, выражающиеся в стремлении «приукрасить» действительное положение дел на предприятии и показать себя перед учредителями данного общества компетентным руководителем, а также другие похожие мотивы.
Ответственность может наступить не только при полной невыплате причитающихся работнику денежных средств свыше двух месяцев, но и при частичной, если работодателем выплаты в полном объеме не производились более трех месяцев, а фактически выплаченные денежные средства составляют менее половины от положенной суммы.
В случае частичной невыплаты свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат указанным руководителям грозит (ч. 1 ст. 145.1 УК РФ): штраф в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года; лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до одного года; принудительные работы на срок до двух лет; лишение свободы на срок до одного года.
Частичная невыплата означает осуществление платежа в размере менее половины суммы, подлежащей выплате (п. 1 примечаний к ст. 145.1 УК РФ).
В случае полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплаты заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ указанным руководителям грозит (ч. 2 ст. 145.1 УК РФ): штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет; принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.
Важно отметить, что уголовная ответственность может наступить даже в тех случаях, если трудовой договор не заключался или не был надлежащем образом оформлен, но работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя, а увольнение работника, которому не была выплачена заработная плата, не влияет на исчисление сроков давности уголовного преследования работодателя.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Новый перечень организаций имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2024 № 1994 утверждены Правила оказания услуг телефонной связи и перечня организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице.
Указанные правила регулируют отношения между абонентом или пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.
Так, определен перечень организаций, имеющих право осуществлять подтверждение сведений об абоненте - физическом лице.
Установлено, что проверка сведений об абонентах - гражданах РФ, заключивших договоры об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи до 1 апреля 2025 г., о пользователях - гражданах РФ абонентов - юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей, которым абонентские номера предоставлены такими абонентами в пользование до 1 апреля 2025 г., а также о количестве номеров, выделенных таким абонентам или пользователям услуг связи, осуществляется операторами связи в случае, если абоненту выделено или предоставлено в пользование в совокупности более 20 абонентских номеров.
Новые правила действуют с 31 декабря 2024 года.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Внесены изменения в Федеральный закон
«О противодействии терроризму»
Федеральным законом от 28.02.2025 № 16-ФЗ внесены изменения в статью 11 Федерального закона «О противодействии терроризму», направленные на повышение эффективности контртеррористических операций.
В этих целях на период проведения указанных операций Федеральным законом для обеспечения мероприятий по борьбе с терроризмом допускается использование самоходных машин, принадлежащих организациям независимо от форм собственности, а в неотложных случаях самоходных машин, принадлежащих физическим лицам.
Также Федеральным законом на Правительство Российской Федерации возлагается определение порядка возмещения расходов, связанных с указанным использованием самоходных машин.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
В 2025 году в Трудовом кодексе Российской Федерации
появился институт наставничества
С 1 марта 2025 года Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) дополнился статьей, определяющей особенности регулирования труда работников, выполняющих работу по наставничеству в сфере труда.
Ранее институт наставничества упоминался лишь в отдельных отраслевых актах, регулирующих, например, труд работников жилищно-коммунальной сферы. Теперь ТК РФ закрепляет унифицированное понятие наставничества - выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и (или) рабочем месте по полученной (получаемой) другим работником профессии (специальности).
Выполнение функций наставника является добровольным, и не может быть возложено на работника без его согласия. Работник имеет право досрочно отказаться от осуществления наставничества, а работодатель - досрочно отменить поручение об этом, предупредив работника не менее чем за три рабочих дня.
В трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору с работником-наставником должны указываться содержание, сроки и форма выполнения такой работы. Новой статьей закрепляется также, что наставничество должно быть оплачиваемым.
Указано, что размеры и условия осуществления выплат за наставничество устанавливаются трудовым договором или дополнительным соглашением к нему в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда с учетом содержания и (или) объема работы по наставничеству.
Законами, иными нормативными правовыми актами публично-правовых образований могут устанавливаться размеры и условия осуществления выплат за наставничество работникам соответственно федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Применение принудительных мер воспитательного воздействия
в отношении несовершеннолетних
В соответствии со статьей 90 УК РФ несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Они могут быть применены при наличии двух условий: совершенное преступление относится к категории небольшой или средней тяжести; если будет признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
Уголовный закон предусматривает несколько их видов, содержание которых раскрыто в статье 91 УК РФ:
- предупреждение - разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ.
- передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа заключается в возложении на них обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
Также на несовершеннолетнего правонарушителя может быть возложена обязанность загладить причиненный вред (возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков), ограничен досуг и установлены особые требования к его поведению (запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома в вечернее и ночное время и др.).
Срок передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа, а также ограничения досуга устанавливается от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет - при совершении преступления средней тяжести.
В случае систематического неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия они подлежат отмене, а несовершеннолетний - привлечению к уголовной ответственности.
Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года.
Вместе с тем не подлежат освобождению от наказания с направлением в данные учреждения несовершеннолетние, совершившие преступления, указанные в части 5 статьи 92 УК РФ, например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, грабеж группой лиц по предварительному сговору, незаконный сбыт наркотических средств или психотропных веществ.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Уголовная ответственность за использование чужой банковской карты
Случаи использования чужой банковской карты для получения либо расходования находящихся на ней денежных средств в настоящее время широко распространены. Видимо, ввиду легкости доступа к чужому телефону или средству платежа, немногие знают и понимают, что такие действия, если они совершаются без разрешения владельца карты, уголовно наказуемы, поскольку являются тяжким преступлением, за которое предусмотрено достаточно суровое наказание.
Уголовная ответственность за данное преступление установлена пунктом «г» части 3 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации, где указано, что подобные действия оцениваются как кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с банковского счета, и за их совершение предусмотрены различные виды наказаний. Самое строгое из них - реальное лишение свободы
К примеру, таковым преступлением признается, когда злоумышленник нашел либо взял у знакомого банковскую карту и без ведома ее законного владельца расплатился находящимися на ней денежными средствами в магазине, а равно обналичил их или перевел на другой счет, в том числе самому себе.
При этом сумма похищенных указанным способом денежных средств определяющего значения для наступления уголовной ответственности не имеет.
Если нужной злоумышленнику денежной суммы на банковском счете не оказалось либо ему не удалось их похитить по иным причинам, не зависящим от его воли, то он понесет ответственность за покушение на кражу денежных средств с банковского счета.
В силу того, что эти преступления относятся к категории тяжких, уголовные дела по ним не могут быть прекращены в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием и назначением судебного штрафа, а также к ним не применим особый порядок судебного разбирательства, позволяющий смягчить наказание за содеянное.
Следует помнить об этом, а также о том, что при обнаружении потерянной банковской карты в соответствии со статьей 227 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо предпринять всевозможные меры к ее возврату законному владельцу, а при отсутствии такой возможности - заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова



































































































