Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

 

Прокуратура информирует

Прокуратура информирует

Расширены полномочия лиц,
осуществляющих предварительное следствие и дознание

Федеральным законом от 31.07.2025 № 278-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, регламентирующие возможность приостановления дознавателем, следователем или судом операций с денежными средствами на срок до 10 дней, в том числе внесенными подозреваемыми или обвиняемыми в качестве аванса за услуги связи, если они использовались при совершении преступления.
Приостановление операций состоит, в частности, в прекращении расходных операций по списанию денежных средств со счета, снятию наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов или банкоматов, и закрытию банковского счета (вклада, депозита), а также операций по уменьшению остатка электронных денежных средств, операций по возврату внесенных в качестве аванса за услуги связи денежных средств.
Приостановление операций не предусматривает изъятие денежных средств и передачу на хранение.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

shumichi.admin-smolensk.ru
12.09.2025

Расширены полномочия лиц,
осуществляющих предварительное следствие и дознание

Федеральным законом от 31.07.2025 № 278-ФЗ внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, регламентирующие возможность приостановления дознавателем, следователем или судом операций с денежными средствами на срок до 10 дней, в том числе внесенными подозреваемыми или обвиняемыми в качестве аванса за услуги связи, если они использовались при совершении преступления.
Приостановление операций состоит, в частности, в прекращении расходных операций по списанию денежных средств со счета, снятию наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов или банкоматов, и закрытию банковского счета (вклада, депозита), а также операций по уменьшению остатка электронных денежных средств, операций по возврату внесенных в качестве аванса за услуги связи денежных средств.
Приостановление операций не предусматривает изъятие денежных средств и передачу на хранение.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

Уголовная ответственность за осквернение воинских захоронений
Принят Федеральный закон о внесении изменений в ст. 243.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающий уголовную ответственность за осквернение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России.
Норма закона в предыдущей редакции предусматривала ответственность за уничтожение и повреждение воинских захоронений и других объектов воинской славы.
В соответствии с пояснительной запиской с февраля 2022 года в России зафиксировано более 370 резонансных фактов осквернения воинских захоронений, не связанных с их уничтожением и повреждением и, как следствие, не получивших уголовно-правовой оценки. Принятые поправки устраняют этот пробел в законодательстве.
За совершение таких действий без квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 243.4 УК РФ) может быть назначен штраф до 3 млн руб., принудительные работы или лишение свободы до 3 лет.
В случае совершения преступления в групповом исполнении, с применением насилия или угрозой его применения, а также осквернения объектов, посвященных участникам Великой Отечественной войны (ч. 2 ст. 243.4 УК РФ), предусмотрено наказание в виде штрафа от 2 до 5 млн руб., обязательных работ на срок до 480 часов, принудительных работ или лишения свободы на срок до 5 лет.
Изменения вступили в силу с 3 августа 2025 года.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

Приостановлено начисление пени по налогам 
в отношении мобилизованных предпринимателей

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2022 № 1874 «О мерах поддержки мобилизованных лиц» с сентября 2022 года мобилизованным гражданам предоставляется отсрочка по уплате налогов, сборов и страховых взносов, а также продлеваются сроки представления налоговых деклараций и отчетов о движении денежных средств.
Постановлением Правительства РФ от 2 июля 2025 № 998 приостановлено начисление пени по налогам в отношении мобилизованных предпринимателей и руководителей - единственных учредителей организаций на период прохождения ими военной службы по мобилизации в Вооруженных Силах РФ и до 28 числа включительно третьего месяца, следующего за месяцем окончания периода частичной мобилизации или увольнения.
Постановление вступило в силу 4 июля 2025 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 21 сентября 2022 года.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

Законодателем уточнены категории лиц, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на бесплатную юридическую помощь
Федеральным законом от 31.07.2025 № 340-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и статью 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» конкретизированы категории лиц, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на бесплатную юридическую помощь.
В соответствии с принятым законом указанное право предоставлено детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (лицам в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель), а также их законным представителям и представителям, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов указанных лиц.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

Установлен единый срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги
Федеральным законом от 24.06.2025 № 177-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 171 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 6 и 7 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» предусматривается новый единый срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги - ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за истекшим. Также названным законом изменяется срок направления платежных документов, - не позднее 5 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В настоящее время согласно ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Новые требования вступают в силу с 1 марта 2026 года.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

Изменены правила работы коллекторских организаций
С 01.09.2025 вступит в силу Федеральный закон от 07.06.2025 № 137-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены корректировки в правила работы коллекторов.
Так, на коллекторов возложена обязанность использовать номера только официальных операторов связи.
Им запрещено скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого поступили вызов или сообщение должнику, либо об адресе электронной почты, с которого было направлено сообщение, либо об отправителе электронного сообщения.
В тексте сообщения должны быть дополнительно указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) либо наименование кредитора или представителя кредитора, а также номер контактного телефона кредитора или представителя кредитора.
В свою очередь гражданам предоставлено право обжалования звонков коллекторов черед портал «Госуслуги».
До 01.03.2026 Минцифры и ФССП должны обеспечить размещение на портале «Госуслуги» интерактивной формы заявления граждан о нарушении их прав коллекторами.
До этого срока такие жалобы подлежат направлению в свободной форме с приложением необходимых документов.
Указанный закон направлен на реформирование нормативно-правового регулирования в сфере деятельности по внесудебному возврату просроченной задолженности физических лиц.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

Законодателем закреплен запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров, работ и услуг
С 1 сентября 2025 года вступили в силу изменения в Закон «О защите прав потребителей», устанавливающие запрет на навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг).
Положения ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» дополнены п. 3.1, согласно которому продажа дополнительных товаров (выполнение дополнительных работ, оказание дополнительных услуг) за отдельную плату осуществляется продавцом (исполнителем, владельцем агрегатора) исключительно с согласия потребителя.
Потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной денежной суммы за проданные без его согласия дополнительные товары.
Запрещается навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг).
Потребитель вправе отказаться от оплаты навязанных дополнительных товаров (работ, услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от продавца (исполнителя, владельца агрегатора) возврата уплаченной денежной суммы.
Такое требование потребителя о возврате уплаченной за навязанные дополнительные товары денежной суммы подлежит удовлетворению в течение 3 дней со дня предъявления указанного требования.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

Ответственность за нарушение законодательства о выборах
Конституцией Российской Федерации гарантировано право гражданина РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Согласно ст. 79 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами.
За нарушение законодательства о выборах действующим законодательством предусмотрено несколько видов ответственности:
1) конституционно-правовая;
2) административная ответственность;
3) уголовная ответственность.
Конституционно-правовая ответственность наступает в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ и состоит в применении к виновным участникам выборов определенных правовых санкций: предупреждение; отказ от регистрации кандидата; отмена регистрации кандидата; признание итогов голосования и результатов выборов недействительными и отмена соответствующего решения избирательной комиссии; отмена решения о признании кандидата избранным; расформирование избирательной комиссии.
Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах предусмотрена в главе 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Основное наказание за данный вид деяний - это административный штраф, указываемый в минимальном и максимальном размере применительно к гражданам, должностным лицам и юридическим лицам.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Так, должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.22, 5.47, 5.49, 5.69 КоАП РФ, члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.3-5.5, 5.8-5.10, 5.12, 5.15, 5.17-5.20, 5.50, 5.56 КоАП РФ.
Положениями ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.
Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.3, 5.4, 5.5., 5.6, 5.7, 5.8, 5.9, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15, 5.16, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 5.21, 5.22, 5.23, 5.24, 5.25, 5.45, 5.46, 5.47, 5.48, 5.49. 5.50, 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 КоАП РФ, рассматривает суд.
Уголовная ответственность за нарушения при проведении выборов предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации:
- воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ);
- нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума (ст. 141.1 УК РФ);
- фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования (ст. 142 УК РФ);
- фальсификация итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ);
- незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования (ст. 142.2 УК РФ).
К уголовной ответственности могут быть привлечены члены избирательной комиссии, комиссии референдума, граждане Российской Федерации, обладающие избирательным правом, то есть дееспособные физические лица, достигшие 18 лет.
Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства предусмотрена в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ и лишения свободы.
Максимальное наказание за совершение вышеуказанных преступлений предусмотрено в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Согласно ст. 151 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 141, 141.1, 142, 142.1, 142.2 УК РФ расследуются должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

В Правила дорожного движения Российской Федерации введено понятие «детская удерживающая система (устройство)»
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2025 № 1071 Правила дорожного движения Российской Федерации (далее – Правила) дополнены понятием «детская удерживающая система (устройство)».
Данная конструкция предназначена для перевозки детей в транспортном средстве в целях снижения риска причинения вреда их жизни и здоровью.
К детским удерживающим системам (устройствам) не относятся лямки, гибкие элементы с пряжками, адаптеры, фиксаторы, накладки на ремни безопасности и другие аналогичные предметы. Требования к детским удерживающим системам (устройствам) установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
Введение поправки обусловлено распространением несертифицированных и потенциально опасных устройств, таких как адаптеры ремней безопасности и бескаркасные детские кресла. Эти приспособления часто оказываются не только бесполезными при аварии, но и могут усугубить последствия для ребенка.
Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей (ч. 3 ст. 12.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Изменения в Правила вступили в силу с 26 июля 2025 года.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

С 1 марта 2026 года правообладатели земельных участков и публичных сервитутов будут обязаны проводить мероприятия по защите земель от опасных видов инвазивных (чужеродных) растений
Федеральным законом от 31.07.2025 № 294 внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Законом на правообладателей земельных участков, обладателей публичного сервитута возложена обязанность проводить мероприятия по охране окружающей среды от распространения опасных видов инвазивных (чужеродных) растений и уничтожению таких растений.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» впервые введено понятие опасных видов инвазивных (чужеродных) растений, к которым относятся жизнеспособные растения любых видов сортов или биологических типов, которые обитают за пределами своего естественного ареала и распространение и численность которых создают угрозу окружающей среде, жизни или здоровью граждан, сохранению естественных экологических систем, биологического разнообразия и причиняют вред отдельным отраслям экономики.
Перечень опасных видов инвазивных (чужеродных) растений, которые не отнесены к карантинным объектам и сорным растениям и в отношении которых должны приниматься меры по их выявлению, предотвращению их распространения и их уничтожению, по общему правилу устанавливается региональным законодательством.
Перечни указанных растений для лесов и особо охраняемых природных территорий федерального значения устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.
Мероприятия по охране окружающей среды от распространения опасных видов инвазивных (чужеродных) растений и уничтожению таких растений должны проводиться способами, не запрещенными законодательством, в том числе с использованием энтомофагов (организмов, питающихся насекомыми и не являющихся микроорганизмами).
Предусматривается, что непроведение мероприятий по защите земель от распространения опасных видов инвазивных (чужеродных) растений и уничтожению таких растений может являться основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком, изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Перечень необходимых защитных мер на особо охраняемых природных территориях всех категорий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

Требования законодательства об ответственном обращении 
с животными

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.12.2018 № 498- ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животные должны быть защищены от жестокого обращения.
Не допускается:
- проведение на животных без применения обезболивающих лекарственных препаратов для ветеринарного применения ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
- натравливание животных (за исключением служебных животных) на других животных;
- отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным способом;
- торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;
- организация и проведение боев животных;
- организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных;
- кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, предусмотренных Требованиями к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2019 № 1937.
Согласно п. 47 Требований указанные выше исключения касаются хищных плотоядных животных, которые по своим видовым особенностям питаются живым кормом (паукообразные, амфибии, змеи, строго насекомоядные ящерицы, млекопитающие и птицы).
Такие животные обеспечиваются живыми кормовыми объектами необходимой массы, размера и видовой принадлежности.
Содержание животных, питающихся живым кормом, при отсутствии в рационе живого корма не допускается.
Все процедуры кормления таких животных проводятся исключительно обученными сотрудниками зоопарка (зоосада).
За нарушение вышеперечисленных запретов частью 2 статьи 8.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за жестокое обращение с животными.
Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 15 000 рублей; на должностных лиц - от 15 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.
Также статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.
За совершение указанного преступления максимальное наказание предусмотрено в виде штрафа от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Помощник прокурора 
Шумячского района
Е.М. Смирнова

 

Назад

Основные разделы

Услуги и сервисы

ezgif-7-342c61d995
 
400x240
pravila-dejstvij
elektro-bez
planovye-otkl
inf
helloaddblock-peredat-pokazaniya
lichnyj-kabinet
elektronnaya-kvitanciya
mobilnoe-prilozhenie-1
cifraya-platforma-msp-rf
600x600
crtn0dspriy0
helloaddblock-dlya-sajta
dostizheniya-oblozhka_102
© Муниципальное образование "Шумячский муниципальный округ" Смоленской области,
Яндекс.Метрика

(48133) 4-12-65 тел./факс: (48133) 4-12-65
Адрес электронной почты: shumichi@admin-smolensk.ru
Почтовый адрес: 216410, ул.Школьная, д.1,пгт.Шумячи, Смоленская область

Электронные услуги

Зарегистрируйтесь на портале госуслуг – получите единый ключ доступа ко всем государственным сайтам.

Благодаря ему вы можете прямо из дома получить множество услуг!