- Главная
- Федеральные и областные структуры
- Прокуратура
- Информация прокуратура
- Прокуратура информирует
Прокуратура информирует
Порядок предъявления гражданского иска о возмещении ущерба, причиненного в результате совершения преступления
В соответствии со ст. 44 Уголовно-процессуального кодекса РФ гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.
Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции.
Потерпевшему необходимо представить гражданский иск либо следователю (дознавателю) до направления уголовного дела в суд, либо судье уже в ходе рассмотрения дела, но до окончания судебного следствия.
Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя.
При предъявлении гражданского иска по уголовному делу гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Коррупционные правонарушения в сфере контрактной системы закупок
В статье 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Совершенствованию мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом посвящена глава X Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478.
Существует следующие способы злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов:
- аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, то есть систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц.
- ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок.
К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.
Основными мошенническими механизмами при осуществлении государственного (муниципального) заказа, а также при реализации схем, направленных на ограничение (устранение) конкуренции в сфере закупок, являются картельные сговоры на торгах, так называемое тендерное рейдерство, предоставление фиктивного финансового обеспечения (банковских гарантий) в ходе конкурсных торгов, иные нарушения антимонопольных требований.
За нарушения в сфере закупок статьями 200.4, 200.5, 200.6, 304 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность, санкциями перечисленных статьей предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Административная ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
В 2008 году в действие введена статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает меры ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Под такими действиями понимается, например, незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
В случае выявления таких фактов юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
Статья 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает перечень лиц, чьи неправомерные действия могут привести к привлечению организации к административной ответственности, предусмотренной данной статьей: чаще всего такими лицами становятся руководители организаций. Вместе с тем нередки случаи, когда своими противоправными действиями неприятности на юридическое лицо навлекают и иные работники (например, заместитель руководителя, начальник цеха, водитель, др.).
Юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное вышеназванной статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
С 01.09.2024 в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения
Федеральным законом от 12.06.2024 № 135-ФЗ в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации внесен ряд изменений.
Приказное производство
Взыскатель обязан направить должнику копии заявления о вынесении судебного приказа и приложений к нему. При подаче заявления к нему потребуется приложить, в том числе уведомление о вручении или другие документы, которые подтверждают передачу этих копий должнику.
К заявлению прилагают документ об уплате госпошлины.
На вынесение судебного приказа отводится 10 рабочих дней с даты, когда заявление поступит в суд. Ранее срок был в 2 раза короче.
Упрощенное производство
По упрощенной процедуре суды рассматривают дела о взыскании денег или об истребовании имущества, если цена иска не более 250 тысяч рублей. Исключение - дела приказного производства. Ранее максимальная сумма - 100 тысяч рублей. Аналогично повышен предельный размер требования о признании права собственности для рассмотрения такого дела в упрощенном порядке.
Протокол заседания
Установлен сокращенный список сведений, которые включают в письменный протокол заседания. Из действующего перечня в новый не вошли, в частности:
- объяснения участников дела и их представителей;
- показания свидетелей и разъяснения экспертами своих заключений;
- информация об оглашении письменных доказательств;
- данные осмотра вещественных доказательств, прослушивания аудио и просмотра видео;
- содержание судебных прений и заключений прокурора и представителей органов власти.
Перечисленные данные продолжат указывать только в протоколе закрытого заседания.
Уточнено, что суд не рассматривает и возвращает замечания на протокол, которые представили не в срок без ходатайства о его восстановлении.
Мотивированные судебные акты
По просьбе участников дела или их представителей мировой судья составит мотивированное решение в течение 10 рабочих дней с даты поступления заявления. Ранее на это было отведено 5 рабочих дней.
Первая инстанция, апелляция и кассация смогут отложить составление мотивированного акта максимум на 10 рабочих дней. Для первой инстанции срок исчисляется с даты окончания разбирательства, а для апелляции и кассации - со дня объявления в заседании резолютивной части. Ранее для первой инстанции действовал 5-дневный срок, который апелляция и кассация применяли по аналогии.
Суды всех инстанций обязаны указывать в мотивированных актах дату их изготовления.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Специализированный реестр должников по алиментным обязательствам
Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что сведения о должниках по алиментным обязательствам будут включаться в специализированный реестр, который будет являться составной частью банка данных в исполнительном производстве, содержащем сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В указанном реестре будут содержаться сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной и (или) уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей и (или) объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.
Сведения по исполнительным производствам, должники по которым включены в реестр должников по алиментным обязательствам, являются общедоступными до их исключения из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности иди по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных.
Также внесенными изменениями предусматривается, что в целях получения актуальной информации о трудоустройстве должника ФССП России может запрашивать в автоматическом режиме соответствующую информацию у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Федеральный закон вступает в силу по истечении трехсот шестидесяти дней после его официального опубликования.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова
Охрана земель и ответственность за их порчу
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
- воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
- защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению агролесомелиоративных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Загрязнение почвы меняет ее химический состав, физическое и биологическое состояние, ухудшает структуру. Поэтому неправильная хозяйственная деятельности, плохая утилизация отходов, активное промышленное производство приводят к негативным последствиям для почвы.
За порчу земель предусмотрена административная (ст. 8.6 КоАП РФ) и уголовная (ст. 254 УК РФ) ответственность.
Помощник прокурора
Шумячского района
Е.М. Смирнова