- Главная
- Федеральные и областные структуры
- Прокуратура
- Информация прокуратура
- Прокуратура Шумячского района информирует
Прокуратура Шумячского района информирует
Что такое «ветхий» и «аварийный» дом?
Ветхим называют дом, построенный много лет назад, в котором протекает крыша и просел фундамент. Это определение – бытовое и означает высокую степень износа. Но не существует методики определения «ветхости» жилья, и этот статус не несет каких-либо юридических последствий.
С понятием аварийного дома все обстоит иначе. Этот термин обозначает, что дом не только старый, но и что в нем опасно проживать. Дом могут признать аварийным не только по причине высокого износа, но и если, например, в материалах дома высокая концентрация вредных веществ, уровень шума превышает допустимую норму или обнаружены другие факторы, которые могут повлиять на здоровье жильцов.
В настоящее время вопросы признания многоквартирного дома аварийным регулируются Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Кто определяет, аварийный дом или нет?
Аварийным дом может признать межведомственная комиссия при органах местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Члены комиссии - представители органов местного самоуправления, представители органов, в чьи полномочия входит проведение регионального жилищного надзора, надзора в сферах пожарной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической и прочей безопасности, государственного контроля, благополучия человека, защиты прав потребителей и другие эксперты.
Как пригласить комиссию для проверки дома на аварийность?
Любой владелец или наниматель жилья может подать заявление в муниципальную межведомственную комиссию. К документу необходимо приложить копию правоустанавливающего документа (если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости) и заключение экспертной организации об обследовании дома. Комиссия рассмотрит вопрос признания дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу.
Решение о проведении технической экспертизы должно быть принято на собрании собственников помещений многоквартирного дома и ими же оплачено.
Что происходит, когда дом признали аварийным?
Когда получено заключение комиссии, соответствующий орган власти в 30-дневный срок должен издать распоряжение, где будет определено дальнейшее использование помещений и срок расселения жильцов, если дом признают аварийным и подлежащим реконструкции или сносу или заключат, что здание нуждается в проведении ремонтно-восстановительных работ.
Согласно Жилищному кодексу, обязанности по сносу аварийного дома возложены на владельцев помещений. Они должны самостоятельно оплатить это мероприятие.
На практике за переселение аварийных домов, как правило, отвечают органы местного самоуправления (к тому же, во многих домах есть муниципальные квартиры, поэтому муниципалитет является полноправным владельцем наряду с физлицами). Если у жильцов сформирован участок земли под домом, и он представляет ценность, его можно продать либо заключить инвестиционный контракт со строительной компанией на возведение нового дома.
Что делать, если дом давно признан аварийным, но все еще не расселен?
Прежде всего, необходимо выяснить, когда дом был признан аварийным и в какую программу его включили.
Если такой статус был присвоен до 2012 года, то, вероятнее всего, многоквартирный дом включили в программу переселения из аварийного жилья, софинансируемую Фондом содействия реформирования ЖКХ. Но дом мог попасть и в другие программы, которые финансируются из федерального, субъектного или местного бюджета.
Дома, включенные в программу «Фонда ЖКХ», значатся в соответствующем перечне на сайте организации.
Кроме того, на таких домах должны быть таблички, где указаны сроки и место переселения. Если заявленные сроки переселения подходят, а жильцов не переселяют, необходимо уточнить этот вопрос в администрации муниципального образования или в самом Фонде ЖКХ.
Что касается домов, попавших в другую программу, за необходимой информацией необходимо обращаться в администрацию муниципального образования.
Куда обращаться с жалобой, если заявленные сроки расселения нарушены?
Органы государственной власти (федеральные и региональные органы, министерства и ведомства) должны расселить аварийный дом по соответствующему решению межведомственной комиссии, если являются владельцами этого дома. Обязанность по переселению дома лежит на органе местного самоуправления как на одном из собственников, который владеет муниципальными программами, и как на органе, который учредил межведомственную комиссию и обязан содействовать собственникам в сносе аварийного жилья, а также переселить жильцов, заключивших договор социального найма помещений в этом доме.
Обычно органы государственного жилищного надзора, Роспотребнадзора входят в муниципальные межведомственные комиссии. Роспотребнадзор и Госжилинспекция, ссылаясь на заключения о техническом и санитарно-эпидемиологическом состоянии дома, вправе принудить органы местного самоуправления к переселению.